Если вы хотите развивать свой бизнес, вам нужно эффективно его продвигать. И, чтобы сделать это, вы должны знать, как написать маркетинговый план.
По своей сути маркетинг – это построение отношений с вашими клиентами. Без маркетинга вам будет сложно заставить клиентов покупать ваш продукт или пользоваться вашими услугами.
Таким образом, это один из важнейших элементов всей вашей деятельности – от разработки продукта до продажи и распространения.
Когда вы начинаете, маркетинг может быть немного случайным явлением – это нормально. Но когда вы строите свой бизнес, вы должны подумать о написании маркетингового плана, который поможет вам расти. Маркетинговый план может быть частью вашего бизнес-плана или может быть отдельным документом.
Что такое маркетинговый план?
Маркетинговый план – это документ, который позволяет вам устанавливать и отслеживать свою маркетинговую стратегию (или стратегии) в течение определенного периода времени.
Допустим, вы хотите запустить новый продукт или услугу. Хотя некоторые компании могут сначала разработать их, а затем рассматривать маркетинг как запоздалую мысль, маркетинговый план помогает вам сделать маркетинг частью всего процесса.
У вас может быть маркетинговый план, который детализирует всеобъемлющую маркетинговую стратегию для вашего бизнеса, или у вас могут быть индивидуальные маркетинговые планы с изложением различных стратегий для разных целей.
Это должно быть кратким, простым для чтения и убедительным, чтобы помочь людям принять участие в ваших планах, будь то члены команды или инвесторы.
Но как составить маркетинговый план в первую очередь?
Как написать маркетинговый план – шаг за шагом
Определите свою цель
Неважно, называете ли вы это своей миссией или целью. Вы должны определить, чего вы хотите достичь, прежде чем планировать, как туда добраться.
Вы можете сделать это, разработав свои маркетинговые цели на основе ваших общих бизнес-целей.
Например, если вы управляете кафе, одной из ваших целей может быть привлечение большего количества людей к вашим блюдам. Таким образом, ваша маркетинговая цель заключается в том, чтобы увеличить посещение вашего кафе, что должно повлиять на ваши продажи. Оттуда вы можете придумать конкретные цифры, которые вы можете измерить с течением времени.
Определите целевую аудиторию
Некоторые люди не будут заинтересованы в вашем продукте или услуге, несмотря на все ваши деньги и время, потраченные на их привлечение. Это делает необходимым нацеливание на нужную аудиторию – и это ключевой вопрос для ответа в вашем маркетинговом плане.
Вы должны подумать о возрасте, поле, местонахождении, доходе и любой другой информации, которую вы считаете важной.
Проведите анализ конкурентов
Вы не работаете в вакууме. У вас есть конкуренты – они могут быть больше или иметь больший опыт работы на рынке, поэтому вы должны подробно рассказать, что они в настоящее время делают.
Это поможет вам определить выигрышные стратегии, которые вы сможете воспроизвести. Но это также поможет вам понять разницу между маркетинговой миссией вашего конкурента и тем, чего вы надеетесь достичь – помогая преодолеть разрыв между двумя предприятиями.
Еще одной важной частью маркетингового плана является SWOT-анализ. SWOT означает:
- Сильные стороны.
- Слабые стороны.
- Возможности.
- Угрозы.
Определите свою стратегию
В этом разделе вы объясняете стратегии и инициативы, которые вы собираетесь использовать для достижения своих целей.
Подумайте, какие маркетинговые каналы лучше всего соответствуют вашим целям. Вот несколько примеров различных маркетинговых каналов:
- Сайт
- Социальные сети
- Рекламная рассылка
- Контент-маркетинг (например, блоги и поисковая оптимизация или SEO)
- Сарафанное радио
- Печатная реклама
Наряду с вашей стратегией, вы должны подумать об обмене сообщениями, которые вы передаете через маркетинговые каналы для привлечения клиентов. Какие проблемы вы решаете для своей целевой аудитории? Как ваши клиенты оценивают вас?
Изучайте свои результаты.
Вы не будете знать, работает ли ваша стратегия, если вы не измеряете производительность. Это восходит к числам, упомянутым в пункте определения целей.
Многие компании используют ключевые показатели эффективности – или KPI – для измерения эффективности своего маркетинга.
Напишите резюме для вашего маркетингового плана
Это называется исполнительным резюме. Хотя это должно идти в начале вашего маркетингового плана, лучше написать его после того, как вы написали весь документ. Это связано с тем, что резюме должно включать краткое описание каждого раздела с выделением наиболее важной информации.
Читайте так же статью о преимуществах и недостатках маркетингового плана для своего бизнеса.